Арендные права, предоставленные ГУПам, нельзя включать в конкурсную массу
В отношении государственных унитарных предприятий законодательный запрет на передачу ими прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, иным хозяйствующим субъектам (кроме случаев заключения концессионных соглашений) прямо установлен подпунктом 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ от 14.11.2002 № 161).
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 18 ФЗ от 14 ноября 2002 № 161 государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в определении от 17 марта 2021 г. № по делу № А40-150393/2014 сам по себе факт последующего признания арендатора несостоятельным (банкротом) в судебном порядке не влияет на объем его правомочий по распоряжению правом аренды. Действующее законодательство не содержит положений о том, что право аренды, которым арендатор не вправе был распоряжаться, может быть передано им другому лицу лишь на том основании, что после заключения договора аренды вынесено судебное решение о признании арендатора банкротом.
Таким образом, включение права аренды земельного участка в конкурсную массу и продажа его с торгов, является нарушением действующего законодательства и противоречит сложившейся судебной практике.
Отметим, что по всем выявленным фактам незаконной продажи Минимущество Дагестана планирует обратиться в суд.